Заброшенная вера Воронежской области. Часть 2

Поездки 19-июн, 2019 kerrang 4 189 0
  Наш первый день закончился на ночёвке близ какого-то заброшенного коровника, который был единственным более-менее нормальным местом для ночлега. Внутри палатку решили не ставить, так как оттуда хорошо веяло от прошлых постояльцев, а вот снаружи, под небольшим козырьком, было отлично. Как уже упоминал в первой части, ночью стала видна молния, послышались раскаты грома... Телефон то показывал одно - туча пройдёт мимо, то ветер менял направление и туча шла на нас, а прогноз обновлялся с мелкого дождя до ливня. Как итог: всё-таки нам не повезло... Благо, палатку успели испытать в Ставропольском крае и знали, что она не промокает даже под дождём, который будет идти всю ночь. Один лишь неприятный нюанс - потом придумать как высушить её... Ну да ладно, сейчас задача стоит важнее - выбраться с полевых раскисших дорог! Газ в пол, руль в сторону ближайшей гравийки и как можно больше по траве, а не грязи. - Фух, кажется, выбрались...

  А выбрались мы прямо в самый центр нашего следующего по списку места - Монастырщина. Здесь у нас была отмечена очередная церковь, но вместо неё встретили ДК с небольшим украшением:



  Село Монастырщина расположено на правом берегу реки Дон на крутом склоне Суходонецкой балки, выходящей к реке. Село сильно вытянуто вдоль склона. Возникло как городок - Донецкая станица в последней четверти ХVII века. Историки ссылаются на документ, свидетельствующий о том, что жители Донецкого заявили в 1703 году ревизору - стольнику Максиму Кологривому, что городок построен тому ныне 27 год, то есть в 1677 году. Во всяком случае, в 1696 году этот городок уже существовал. В мае 1696 года Петр I проплыл из Воронежа в сторону Азова. Путевые дневники сообщают: Мая в 6-й день в среду … поутру приплыли в первый казачий городок Донецкой, а сидит он на острову Дона реки, и был тут до обеда, а после обеда приплыли во второй городок Казанка. Таким образом, Петр I останавливался в Донецкой станице. В 1669 году около городка, при впадении в Дон реки Сухой Донец, была основана Донецкая пустынь. В 1699 году в пустыни завершилось строительство Успенского храма и она стала именоваться Донецкой Успенской. В 1711 году из Азова на это место был переведен Предтечев монастырь, одной из ценностей которого являлась икона Чудотворный Образ Св. Предтечи. В том же 1711-ом была освящена церковь Иоанна Предтечи. В 1735 году эту церковь перестроили и переименовали в память об Успенской пустыни в Успения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Предтечи. С 1781 по 1785 гг. Воронежским епископом Тихоном III при монастыре было создано семинарское училище. В 1841 году монастырь был переведен в другое место (о нём рассказывал в первой части обзора).



  В селе же была оставлена каменная церковь Успения, построенная в 1735 году. С первых лет основания монастыря, в бывшем Донецком городке было монастырское подворье. В 1711 году после слияния двух монастырей, в подворье были поселены крестьяне, переведенные из Орловки Данковского уезда. Так было образовано казенное село, получившее название Монастырщина. Неподалеку от монастыря и села в начале ХVIII века была монастырская пасека. В 1767 на это место переселилось несколько семей из Боровского, Верейского и Мало-Ярославского уездов, образовавшие село Пасеку. В новую деревню из подмосковных уездов пришло до 400 человек. В том же 1767 году в Пасеку подселилось несколько крестьян из соседней Монастырщины. В 1879 году в Пасеке была построена церковь Михаила Архангела и с этого времени Пасека получает статус села. В 1973 года села Пасека и Монастырщина объединились в одно – Монастырщину. Примерно в километре от северной окраины села, в меловом склоне расположена небольшая пещера, вероятно связанная с Успенской пустынью.

  Как уже было у нас в прошлый раз - не успели. Церковь восстанавливают, но тут хотя бы видно, что достаточно быстрыми и объёмными темпами (сравните состояние на фото выше и ниже). И главное - лозунг на плакате: спасите ваши души - пожертвуйте на храм!...



  Опоздали и к следующей церкви, в соседнем Сухом Донце – село расположено в 40 км. от Богучара, которое является центром сельсовета, в его состав входят: с. Белая Горка – 1, с. Белая Горка – 2. На территории села располагалась усадьба колхоза им. Ленина, имеющего 6618 га пахотной земли. Название село получило по реке, имеющей малое течение, которая в летнее время даже пересыхает. В 1767 году сюда из с. Мигулино и м. Дубечное Московского уезда прибыли семьи различных крестьян, принадлежавшие Троицко-Сергеевской лавре из села Дубечное Лукьянов и Савватаев. Чуть позже семья Воробьевых из д. Чернышовка, принадлежащая Спассово – Андроновскому монастырю (по сей день в селе сохранилось уличное название Дубученка). К 1823 году в селе построена церковь Богоявления Господня. Помимо бывших монастырских семей в селе на жительство обосновывались и однодворцы, поэтому уже к 1835 году Сухой Донец стал крупным селом в 205 дворов. В 1886 году сельское общество имело 6832 десятины земли. Общее владение Сухого Донец и Белых горок составляло 1023 десятин земли, а общее владение Сухого Донцы, Абросимовой, Пасеки и Медовой составляло 62 десятины земли. На 1900 год здесь проживало 2775 человек в 369 дворах. Учителями В.А. Федоровым и М.Ф. Шатиловым в 1909 году основана церковная школа, а в 1911 году М.П. Страховой, которая в последствии в Богучарской гимназии с 1915 по 1918 год обучала русскому языку и литературе будущего писателя М. Шолохова, основана народная школа. Внутри храма фрагментарно сохранились росписи ХIХ века. Церковь с 1994 года – памятник регионального значения.



  В ходе боёв Великой Отечественной войны произошло частичное разрушение храма, хотя внутри ещё сохранялись фрагменты росписей XIX века. В советское время в помещении церкви располагался колхозный склад. В середине 80-х, по воспоминанием старожилов, произошло разрушение верхней части купола, хотя барабан купола не обрушился. Вот так она выглядела раньше:


Заброшенная вера Воронежской области. Часть 2

  Доехав до тупика (Белая Горка 2-я, где сейчас живёт 5 человек), мы развернулись обратно на трассу. По пути заметили плакат с достопримечательностями этих мест, некоторые из них вы уже должны узнавать. Кстати, ещё тут имеется источник минеральной воды, о котором очень много рассказано и описано. Дабы не занимать место в блоге, поделюсь ссылкой: Источник минеральной воды "Белая горка"



  Перед тем. как приступлю к Богучару, хочу рассказать ещё об одном месте, куда нам не удалось доехать. Мало того, в этот посёлок нет нормальных дорог (только полевые), так они ещё идут на крутой подъём! Даже "пойманный" мужик на Ниве сказал, что и за деньги не поедет туда. Лишь посоветовал нам пройтись пешком, но это целых 10км по каше... В общем, останется Абросимово и заброшенная церковь мимо нашего плана. Даже когда всё высохнет, не решусь ехать сюда ещё раз, ибо дороги здесь такие, как в Волгограде - их просто нет. Честно сказать, уже надоело каждый раз делать сход-развал. Лучше расскажу и покажу всё из других источников.



  Достоверных исторических сведений об истории этой церкви до наших дней толком не дошло, возможно, все записи были уничтожены во времена Великой Отечественной войны, тогда же была разрушена и колокольня, от которой осталось лишь часть стены. В церковных документах соседних приходов первые упоминания о церкви Николая Чудотворца датируются восьмидисятыми годами восемнадцатого века, что и принято считать временем возведения. Есть предположения, что строительство велось силами и средствами местных прихожан. Правый придел, в котором располагалось помещение трапезной, полностью утрачен, остальные - имеют серьезные повреждения крыши и проемов. В наружней отделке особого декора не присутствует, внутренняя - полностью утрачена, фресок и росписей не сохранилось.



  Вернёмся наконец-то к Богучару. Это город (с 1779 года) в России, административный центр Богучарского района Воронежской области. Население 13 300 человек (2008), 11811 (перепись 2010). Слобода Богучар была основана в 1704 году на левом берегу реки Богучарки. Первыми поселенцами и строителями будущего города стали переведенные по указу Петра I из Острогожска казаки, образовавшие Богучарскую сотню Острогожского полка. 25 сентября 1779 года селение Богучар получило статус города. Возникший из небольшой крепости, Богучар превратился к началу XX века в центр уезда. По архитектурному облику он занимал ведущее место среди уездных городов Воронежской губернии. Бытует легенда, что царь Пётр проплывал по Дону и дал название реке Богучарке. Он плеснул в неё вино со словами: Сия Богу чарка.



  Хоть во времена ВОВ город сильно пострадал, но старины тут сохранилось очень много. Каким-то зданиям повезло и их миновала судьба разрушения, каким-то повезло при послевоенном восстановлении. Большое количество гимназий, старинных доходных домов, лавок и чего только нет!





  В одном из училищ учился Шолохов, относительно рядом дожил до наших дней и дом, где он проживал некоторое время. В общем, история буквально в каждой постройке!




  Особенно порадовал советский стенд, связанный с операцией Малый Сатурн. Всё это рисовалось красками от руки! Очень жаль, что не следят - заметно, что с каждым годом рисунки понемногу "тают" на глазах...



  Местный ДК несколько лет назад пережил ремонт и на удивление, чеканку оставили на своё месте. Жаль, что не додумались привести в порядок её:



  Очередной пример старины - пожарная часть 19 века:



  Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, над крышей со стороны улицы возвышается восьмигранная каланча. Верхний ярус с деревянными стенами и непрерывным остеклением имеет большой поперечник и служит для обзора окрестностей. Декор здания характерен для эклектики провинциальных городов конца 19 века. Первый этаж занят пожарным депо. В его средней части выделяется квадратное помещение с утолщенными стенами, соответствующее основанию каланчи. В боковых помещениях второго этажа — дежурные комнаты. Ярусы каланчи соединяет винтовая лестница, начинающаяся со второго этажа.



  Памятник Петру и некоторым другим личностям пропустил, так как снова начался дождь, зато урвал Шолохова:



  А также запечатлел очередную старину - "Народный дом". Сейчас здесь кинотеатр, но сомневаюсь, что он работает...



  И последнее в Богучаре - музей. Хотя, думаю, многие сразу заметят, что тут что-то не так...



  Первоначально это был храм, построенный в 1781 году, находился на берегу реки Богучарки. В 1853 году из-за частого затопления его было решено перенести на другое место - на пересечение улиц в центральной части города. В 1862 году была завершена постройка нового кирпичного храма по проекту, подготовленному в Воронеже, доработанному в Петербурге архитектором Э. А. Жибером и утвержденному Александром II. Эта церковь - первое каменное здание в Богучаре.



  Ее облик характерен для русского стиля, однако в фасадное убранство включен и мотив нарышкинского барокко. Завершения, а также все своды утрачены. Основные входы заложены. С 1981 года в здании находится краеведческий музей, который, увы, был закрыт.



  Думаю, музей должен быть интересным, поэтому обязательно ещё заеду в него, а сейчас отправимся обратно в ебеня - на встречу новым заброшенным церквям:



  Грушовое (Грушевое) - село Богучарского района, на правом берегу реки Дон. Один из наиболее старых отселков Богучара. Ещё в 1730–е годы часть богучарских жителей перешла на берег Дона и поселилась около яра, был сплошь покрыт кустарниками и деревьями, среди которых было много диких груш. По ним и яр назывался Грушевым, и село получило такое же имя – Грушевое. В описании Богучарского уезда 1779 года Грушевое отмечено как поселение на землях, принадлежавших жителям города Богучара. В 1896 году открыта церковно-приходская школа. По данным 1835 года, в нём 75 дворов. Церковь Иоана Предтечи (Предтеченская) построена в 1860 году, священник Алексей Ермолов - депутат. К 1900 году в хуторе Грушевое было 252 двора в которых проживало населения 717 мужского и 682 женского пола. Сельское общество имело 3181 десятину земли. Имеется археологический памятник эпохи брозы.



  По сравнению со всеми предыдущими - эта церковь была самой простой, но всё равно интересной для нас.



  За ней уже никто давно не присматривает, как за теми, что были в обзоре ранее. Да и кому тут это делать, когда в селе живёт с пару десятков человек...



  Зато именно в этом месте с нами случился смешной случай. Приехав в село, мы заметили пустое, небольших размеров деревянное здание. Так как с утра ничего не ели, решили устроить перекус прямо в этом домике, заодно спрятаться от дождика. Разложились, поставили печку, ждём кипятка... Как тут приезжает машина Почты России, откуда вываливается дяденька и спрашивает - почта работает? Интересно, о какой почте он имел в виду... На автомате пожали плечами и сказали, что не знаем. Через десять минут появилась женщина в сапогах, которая преодолела всю грязь по колено, поздоровалась с нами, а затем стала открывать дверь рядом с нами, которую мы даже и не заметили. Оказывается, в этом заброшенном доме имеется одно огороженное помещение под замком, где хранятся все письма и прочее.

  Улыбнувшись, она попрощалась с нами, села в Буханку и уехала с тем самым мужичком, который спрашивал у нас про почту, а мы сидели в шоке от произошедшего. На эмоциях даже забыл сфоткать этот дом, который того и глядишь, скоро развалится. И в нём, мать его, почта! Когда эту историю выложили в Инстаграм, запись заметил официальный аккаунт Почты России! Который ответил, что стараются как могут и скоро везде наведут порядок... Интересно, успеют ли навести его к моменту, когда село просто напросто не станет уже мёртвым.

  Утолив аппетит, выдвигаемся дальше по маршруту, который завёл нас в красивейшие пейзажи:



  Именно здесь, где-то на склоне, должен быть вход в пещеры... Ходить по мокрой траве по колено, спускаться по скользким склонам - не самое приятное занятие, но желание увидеть подземные лабиринты было слишком сильным.



  В меловой толще высокого правого берега реки Дон расположена одна из многочисленных донских пещер. Некогда, как и большинство подобных пещер, это был пещерный монастырь с подземной церковью, захоронениями, отшельническими кельями, хозяйственными помещениями. Пещера была основана в 19 веке неким Порфирием – слепым монахом. Ему во сне явился ангел и приказал копать пещеру во имя спасения души. Постепенно к Порфирию присоединились помощники из местных жителей. Службы в подземной церкви продолжались до начала 1930–х гг. Их проводили местные священники из Богучара и села, в котором только что встречали Почту России.



  После церковь разгромили местные активисты: иконостас был вынесен и сброшен с горы. В начале войны пещеру использовали в качестве бомбоубежища местные жители. Из-за бомбежек купол церкви растрескался и частично провалился. Тогда его укрепили дополнительной колонной.



  Длина пещеры составляет 150 метров, она имеет три яруса, наилучшую сохранность из которых имеет средний ярус. Нижний ярус - это группа достаточно просторных помещений, к сожалению, плохо сохранившихся: своды растрескались, на полу встречается множество меловых камней, местами эти камни засыпают пещеру до потолка.



  Несколько помещений совершенно уничтожено впоследствии многочисленных взрывов: в 60–х годах часть мелового склона была взорвана, из его остатков брали меловые глыбы для постройки дамб на реке Дон. После взрыва обвалилась почти вся внешняя часть массива, в которой располагались верхние этажи пещеры. Второй ярус сохранился хорошо. Здесь были обнаружены ниши для светильников, большие ниши (для захоронений или хозяйственных нужд), разрушенный колодец для питьевой воды, отшельнические келии, ниши для икон и мощей, часовня.



  На третьем ярусе расположены хозяйственные помещения, а также заваленный ход к церкви, гробница с нишей для захоронения.



  Внутри достаточно прохладно, а так как на нас сырая одежда - то вдвойне! Быстро обойдя всю пещеру, отправляемся обратно наружу.



  Виды вокруг, как уже говорил, очень красивые! При посещении очередных подземелий обязательно возьму с собой штатив и хороший фонарь, чтоб не делать фотографии наспех, а нормально отснять всё самое интересное. Чтоб было красиво не только снаружи, но и изнутри!)



  На обратном пути от пещер к машине, можно было мимоходом заскочить на заброшенный кукурузный завод, но там откуда-то появился народ и охрана... Что поделать, придётся искать придорожные места:



  Заметили всё это случайно, проезжая через очередной мелкий посёлок близ основной трассы. К сожалению, от дворца остались лишь стены да последние буквы от культуры... К слову, на удивление, проехав сотни километров и посетив десятки посёлков - не встретили ни одной мозаики! В нашей области их бы было с десяток к этому моменту, а тут, видимо, не нашлось народных умельцев и художников... Но зато сколько храмов, коих не сыскать у нас. Эдакий баланс вышел.



  И немного про памятники, на заметку. Больших мемориалов так и не увидели, а из средних, пожалуй, только тот, что на фото ниже (выкрасили так, будто он горел и весь в саже). Оставшаяся масса - это стандартные солдаты или вовсе, обычные звёзды на какой-нибудь пустой стелле. В общем. скудненько.



  Раз уж такой расклад, то вернёмся к тому, чего тут вдоволь!



  Существовавшая ранее деревянная церковь в слободе Прогорелой была построена в 1789 году, перестроена в 1869-ом. Толком информации больше и не нашлось, хотя есть ещё один источник, который указывает дату строительства приблизительно 1900-1914 гг.



  И если честно, то меня удивило отсутствие какой-либо информации, так как данная церковь оказалась одной из самых больших за всё время путешествия.



  Как видно по фотографиям - часть постройки огорожена кирпичной кладкой, окна забиты досками, а на двери висит замок. К сожалению, даже никакой щёлки нет, чтоб глянуть, что ж там такое внутри...



  Зато есть подтверждение того, что местные сюда захаживают. Вот, например, кто-то недавно ставил свечи за здравие - так указано на записке вместе с перечнем имён, кому именно желают...



  Каких-либо росписей не сохранилось, но это легко покрывает масштаб сооружения и его внешняя архитектурная красота.



  Так как спутница устала в дороге, оставил её спать в машине и лазил сам. Первым делом, что она сказала, когда проснулась от хлопанья двери - "Ого!".



  Её эмоции полностью разделяю, так как подумал примерно также, когда только увидел эту великолепную церковь.



  Небольшая закономерность - почти во всех местах, где находили церковь - рядом обязательно стоял клуб. Если это не крупный посёлокстаница, то всё это представляло собой одноэтажную маленькую постройку с несколькими помещениями и небольшим актовым залом. В 90% это пустые коробки, но тут что-то передёрнуло меня зайти внутрь и поискать остатки от прошлого... И нашёл! В реальности смотрелось очень красиво и как-то даже по-особенному - журавли улетали в поток света, который пробивался через дырявую крышу...



  Уже надоевшие до чёртиков голые степи, наконец-то начали сменяться лесами, теми самыми, о которых был наслышан. Конечно, это был не в полном смысле этого слова настоящий лес, но новые пейзажи безусловно радовали. А уж про воздух вообще промолчу... Теперь точно знаю, куда буду катать, когда начнётся проклятая аллергия.



  Последняя точка в этом направлении - Дедовка. Именно Дедовка, так как рядом, оказывается, есть ещё и Дедовочка! Это такая глухомань, что сложно представить, хотя когда-то насчитывало под 2000 человек! Сейчас от силы в районе 300...



  Собственно, вот то, что нас сюда привело - заросшая, еле заметная церковь. Известно про неё совсем мало, если не сказать, что ничего. Престолы: Троицы Живоначальной. Год постройки между 1884 и 1889. Архитектор: Д.В. Знобишин.




  К удивлению, закрыта и забита намертво. Имеется лаз лишь в одно помещение, где есть несколько росписей:



  Если посмотреть под ноги, то сразу становится понятно, что здесь было раньше - склад СИЗ:



  Дальнейший маршрут пролегал в противоположную сторону: мы должны были вернуться с этих ебеней, добраться до Богучара, а затем снова укатывать в полу-вымершие посёлки, но уже в сторону Кантемировки. Прежде, чем сделаем это, покажу ещё несколько мест, например, Петропавловку, так как она была совсем рядом с нами, поэтому решили заехать.



  Помимо Су-25 имеется несколько бюстов местному герою - здесь родился полный кавалер ордена Славы Зубков Даниил Ильич, а также техно-памятник воинам-интернационалистам:



  И последнее тупиковое село на сегодня - Старотолучеево. Первое упоминание о реке Толучеевке относится к 1571 году, в ее устье был установлен наблюдательный пункт за продвижением татар. Свое название она получила от тюркского «талочей», что означает река, текущая по равнине. В 1716 году здесь возникла казачья слобода Тулучеевка, получившая название Старо-Толучеевой, в 1724 году в слободе была построена деревянная церковь. Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1785 году, а в 1905 году полностью перестроена. Сохранилась до наших дней и действует:



  Ну и как же не показать вот эту красоту, а то одни церкви и старина:



  На фото выше и ниже - село Подколодновка. Меня дико удивил тот факт, каких огромных размеров главная площадь и ДК (спереди не видно, но он очень большой). Видимо, когда-то в этом населённом пункте проживало достаточное количество людей, чтоб заполнить площадь и Дом Культуры, ну либо строили с расчётом на светлое будущее... Сейчас, на фоне нынешних реалий, всё это выглядит очень странно.



  Добравшись обратно до Богучара, выехав на второстепенную дорогу, продолжаем изучать ебеня и то, что в них сохранилось. И это будут, конечно же, церкви!



  Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери расположена в центре Поповки. Выстроена из кирпича в 1880 году по проекту Воронежского архитектора Д. В. Знобишина. Утрачены вер­хние ярусы колокольни, завершение барабана храма, кровля четве­рика храма и апсиды. Лаконичный декор церкви восходит к формам классицизма. Здание до сих пор используется под склад зерна, как и в советское время, поэтому внутрь попасть не предоставляется возможным.



  Зато в соседнем селе почти удалось проникнуть внутрь, хоть там сейчас тоже склад (барахла), но, видимо, своими действиями мы разгневали бога... Чуть позже объясню, пока покажу и расскажу о святом месте:



  Как и предыдущая - расположена в центре села на возвышенности, построена из кир­пича. Утрачена кровля храмовой части, апсиды, верхние ярусы колокольни, штукатурная обработка стен. Сельский храм характерен для раннего периода эклектики с элементами барокко и русского стиля.



  Чтоб сделать фото изнутри, пришлось немного разобрать одну дверь, а вторую, деревянную, которая следовала за первой, приподнять с петель, дабы появилась щель, куда можно засунуть фотоаппарат. И только сделал кадр, как подул сильный ветер, который с грохотом захлопнул первую железную дверь, которая стукнула так, что аж в ушах зазвенело, а девушка невольно закричала и побежала в машину. Как говорится - и смех и грех!) И нет, это не явление Христа народу, а всё та же ненавистная туча, которая сопровождала нас с самого начала поездки. Только теперь она решила отыграться на нас по-полной: ливанул такой дождь, что передвижение на автомобиле стало просто невозможным - стена из воды! Стояли и ждали окончания дождя пол часа, час, два... Когда он немного утих, решили проехать в соседний посёлок, в котором уже хотели остановиться на ночлег и закончить очередной день путешествия.

  Пока проезжали через центр села, заметил что-то похожее на очередные остатки от церкви. - Тянусь к фотоаппарату, опускаю окно... И за секунду до нажатия спуска, снова начинается ливень! Получился достаточно забавный кадр, как мне кажется. Видимо, всё это тайные знаки - мол, харе тут фоткать, езжайте искать место для ночёвки, да ложитесь отдыхать и спать!



  Только для всего этого надо найти укромное место, которое решили поискать в каком-нибудь тупиковом посёлке. Таковым подметили Твердохлебовку, после которой - одни лишь поля. Приехали, сделали пару кругов и поняли, что самое хорошее место для ночлега - прямо возле ДК. Так как палатка не высохла, решили ночевать в машине, да и снаружи всё было сырым и грязным. Только разложились, включили кинцо перед сном, как появился мужик с фонариком, который катил на велосипеде в нашу сторону. Подъехав, спросил стандартные вопросы - кто такие и что тут надо. После недолгой беседы, он начал рассказывать историю этих мест, про жизнь, про страну и всё подряд. В общем, мужику было скучно, а тут молодые собеседники нарисовались... Спустя пол часа болтовни, он пригласил нас на ночной ужин, мол, с 9 Мая остался шулюм и многое другое. Мы, конечно, были рады такому гостеприимству, но решили отказаться, после чего он пожелал нам доброй ночи и отправился внутрь ДК, так как крыша течёт и он каждый час приезжает менять вёдра...

Наша группа Вконтакте